Оптимальный режим работы землесосного снаряда
Исследование и раскрытие противоречий горного производства – важное условие процесса горной науки, задача которой состоит в том, чтобы выявить тенденции развития противоречий процессов развития горного дела.
Академик АН СССР В.В. Ржевский
ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЗЕМЛЕСОСНОГО СНАРЯДА
Для достижения эффективного грунтозабора машинист земснаряда должен с учетом конкретных геологических и горно-технических условий (группа грунта, гранулометрический состав, глубина разработки и т.д.) обеспечить непрерывность процесса разработки грунта, регулировать консистенцию пульпы и загрузку всасывающего пульпопровода, не допуская срыва вакуума и работы грунтового насоса в кавитационном режиме, и напорного с учетом дальности гидротранспортирования грунта и возможной забивки пульпопровода грунтом.
Оптимальному режиму работы земснаряда соответствует его максимальная производительность по грунту в конкретных условиях с использованием номинальной мощности двигателя грунтового насоса. Контроль за режимом работы ведут по показаниям приборов, расположенных на пульте в рубке управления земснарядом. На шкалах контрольных приборов должны быть нанесены границы показаний (наносят две линии: красную и черную), определяющих оптимальный режим работы земснаряда в данных условиях: для вакуумметра – максимальное (вне зоны кавитации) и минимальное (при работе по воде) допустимые значения вакуума; для манометра – максимальное допустимое давление, соответствующее началу заиления пульпопровода; для амперметра двигателя грунтового насоса – максимально допустимая (номинальная по паспорту двигателя) и минимальная нагрузки, соответствующие началу заиления.
Машинист земснаряда оперативно управляет грунтозаборным и папильонажными устройствами, учитывая показания приборов и поддерживая оптимальный режим работы земснаряда.
Допускается перегрузка двигателей грунтового насоса по сравнению с номинальной (паспортной) мощностью на 10%.
Неисправности в работе земснаряда и поддержание режима его работы в нормальных пределах
Показания приборов |
Характер работы |
Причины |
Способ устранения неполадок |
Показания вакуумметра выше красной линии. Манометра – в пределах нормы или ниже красной линии. Амперметра – ниже красной линии |
Землесос начал грохотать и вибрировать сильнее обычного |
Засорение всасывающей трубы |
Не останавливая землесоса, слегка приподнять всасывающую трубу. Если не помогает, остановить землесос, промыть всасывающую трубу, сделать ревизию через смотровые люки |
Показания вакуумметра, манометра и амперметра ниже черной линии |
Землесос начал грохотать и вибрировать сильнее обычного. Внешних признаков нет |
Засасывание воздуха через воронку. Прососы в соединениях всасывающей трубы. Забивка рабочего колеса щепой и камнями или износ колеса |
Установить плотик для исключения прососов воздуха через воронки. Проверить шаровой шарнир и фланцы, подтянуть болты, устранить подсос воздуха. Очистить рабочее колесо, заменить изношенные детали |
Показания вакуумметра, манометра и амперметра выше красной линии |
Землесос начал вибрировать сильнее обычного |
Засасывание очень густой гидросмеси |
Приподнять сосун от грунта и ослабить |
Показания вакуумметра ниже черной линии. Манометра – выше красной линии. Амперметра – вначале выше красной линии, затем снижаются за черную линию |
Внешних признаков нет |
Заиливание напорного пульпопровода |
Поднять сосун и промыть пульповоды чистой водой. При необходимости остановить землесос и очистить пульповод |
Показания всех приборов в пределах нормы |
Вибрация вала. Вибрация корпуса подшипника. Ритмичная вибрация рабочего колеса |
Износ подшипников. Нарушена центровка муфт. Рабочее колесо не сбалансировано |
Заменить вкладыши. Проверить центровку и устранить неисправности. Произвести балансировку колеса |
Показания вакуумметра и манометра в пределах нормы, амперметра – выше красной линии |
Нагревание одной из крышек рабочего колеса
Нагревание упорного подшипника |
Неправильная регулировка зазоров между колесом и бронедисками. Расстроено крепление колеса
Перекос подшипника, попала грязь |
Закрепить рабочее колесо, отрегулировать зазор
Устранить перекос, промыть подшипник в керосине |
Необходимое сочетание параметров вакуумметра, манометра и амперметра с целью достижения оптимального режима создается умелым маневрированием скоростями рабочих перемещений земснаряда и грунтозабором.